8 800 100-40-69

+7 495 727-40-69

  1. Главная
  2. Статьи
  3. Ковши, рыхлители и удлинители
  4. Экскаваторные навески. И швец, и жнец

Экскаваторные навески. И швец, и жнец

Копание, перемещения и погрузка грунта — это лишь одна из многих способностей экскаваторов. На самом деле функционал их гораздо шире!

Возможность выполнять различные операции экскаваторы получают за счет использования сменного навесного оборудования.


Кирилл Кирса, руководитель проекта Импульс «Технопарк Импульс»:

— Кроме традиционного ковша экскаватор может использовать многие другие приспособления и устройства, которые расширяют его стандартные функции. Эта машина отчасти сродни по конструкции с нашим телом: здесь есть мозг (процессор), сердце (силовая установка), нервная система (гидравлические контуры и магистрали), ноги (шасси), а также хотя и одна, но рука — стрела с рукоятью. Если мы берем в руку лопату, то мы копаем; если дрель, то сверлим; если молоток, то забиваем гвозди или крошим камни. Наши руки с тем или иным инструментом могут выполнять множество функций, и экскаваторная рукоять так же: что на нее установим, то она и сможет сделать.


Одно из самых распространённых устройств среди сменного оборудования — гидромолот.

Из других типов сменного навесного оборудования, предназначенного для разрушения различных твердых материалов, спросом, хотя и заметно меньшим, чем гидромолоты, пользуется оборудование для разрушения бетона (несколько его видов).

Кирилл Кирса называет чуть более широкий перечень пользующегося спросом навесного оборудования.


Кирилл Кирса:

— Гамма устройств, относящихся к разряду сменного навесного оборудования, велика, но можно выделить наиболее популярные из них, такие, как рыхлители — сменное навесное оборудование, применяемое для вскрытия мерзлых и смешанных грунтов. По сути, речь идет о своего рода бюджетной версии гидромолота, не требующей подключения гидравлики, но и в разы менее эффективной.

Пользуются спросом и вибротрамбовки, применяемые для уплотнения различных видов грунтов: песка, гравия, щебня, асфальта — при обустройстве строительных площадок, траншей, при планировочных работах.

Часто покупаются грейферы — сменное гидравлическое навесное оборудование, представляющее собой многочелюстной ковш, имеющее поворотные челюсти для захвата грузов, которые они транспортируют на небольшие расстояния. Для сыпучих грузов используют двухчелюстные грейферы, челюсти которых снабжены зубьями для подгребания и забора материалов.

Также востребованы вибропогружатели для погружения и извлечения шпунтов различного профиля.

Гидроножницы и оборудование для демонтажных работ требуется для разрушения сооружений и фундаментов, резки металла и первичного дробления железобетонных конструкций.


На рынок экскаваторы в стандартной комплектации обычно поставляются с одним ковшом. Однако по заказу машины могут с самого начала оборудоваться именно так, как нужно клиенту.


Кирилл Кирса:

— Как правило, экскаватор покупается для выполнения тех или иных конкретных видов работ. От того, о каких работах идет речь, и будет зависеть комплектация машины. В стандартной комплектации практически всегда подразумевается ковш. Но если в функции машины заведомо закладывается, например, работа по перегрузке, то сразу же при покупке можно заказать экскаватор с грейферным захватом или иным оборудованием. Ковш же совершенно не обязательный аксессуар. Каждая машина собирается из тех или иных опций и комплектаций.


Особняком стоят машины, приобретаемые под арендные парки. В этом случае может потребоваться более широкий набор «навесок».


Кирилл Кирса:

— В этих случаях покупатель старается заранее собрать расширенную комплектацию. Покупка дополнительного навесного оборудования позволяет максимально расширить функционал машины. Но если в парке уже достаточно техники с различным навесным оборудованием, то новая машина может приобретаться вообще без какой-либо навески.


При этом есть несколько вариантов навесного оборудования, которые часто используются комплектом. Поэтому многие модели экскаваторов с самого начала комплектуются несколькими приспособлениями.


Кирилл Кирса:

— Самые популярные комплекты — ковш и гидромолот. Экскавация, особенно в городских условиях, зачастую останавливается при появлении в зоне работ камней, бетонных фундаментов и прочих препятствий, и тут очень кстати оказывается гидромолот! Поэтому городские машины, как и машины, специально укомплектованные для эксплуатации в условиях мерзлоты, комплектуют одновременно и ковшом, и гидромолотом. Экскаватор, работающий в котловане или карьере, обычно имеет только ковш, но если он используется на дроблении негабарита, то в стандарте будет гидромолот, а вот ковша может и не быть вовсе.


Существует два пути покупки навесного оборудования. Один — его можно приобрести вместе с самим экскаватором, что удобно, но дорого. Дешевле навесное оборудование и саму машину покупать по-отдельности.


Кирилл Кирса:

— Приобрести навесное оборудование отдельно, в специализированных компаниях, всегда более выгодно для покупателя, чем покупать его вместе с экскаватором.


Поэтому помимо прибыли непосредственного производителя в цену навесного оборудования при покупке у экскаваторного завода включается «интерес» последнего, а заодно и доплата за бренд. Так что покупать оборудование у фирм, специализирующихся именно на его производстве, с точки зрения финансов выгодно. Однако бытует мнение, что в этом случае могут возникнуть проблемы с совместимостью оборудования: пришедшая с завода машина гарантированно будет оснащена только подходящей под нее навеской. В случае же со сторонним поставщиком — это вопрос компетенции поставщика. Возможно, так оно и есть в случае, если речь идет о недобросовестном поставщике. К сожалению, такие фирмы-однодневки и впрямь присутствуют на рынке. Если же речь идет о компании, серьезно работающей на рынке и специализирующейся именно на навесном оборудовании, то здесь проблем быть не должно.


Кирилл Кирса:

— Скорее даже наоборот. Компания, которая специализируется на навесном оборудовании, знает о нем все, имеет большой ассортимент навески и способна грамотно установить ее с учетом всех необходимых настроек. Дилер же обычно работает лишь в рамках той линейки, которая идет от производителя. При этом он отлично справляется со стандартным оборудованием — теми же гидромолотами. Но правильно установить какую-то более сложную навеску, например, гидроножницы, особенно, если они не сертифицированы производителем, большинство из них не смогут.


На самом деле, установка навесного оборудования не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Во-первых, требуется более или менее сложная настройка гидравлики и электроники.


Кирилл Кирса:

— Особенно в этом плане отличаются Volvo, Caterpillar и Komatsu. Их машины требуют очень сложного программирования и настройки при замене оборудования. Причем не только гидравлических параметров, но и электорники.


А во-вторых, могут не подходить посадочные места. Хотя навесное оборудование стандартно для машин одной и той же весовой категории, присоединительные размеры будут различаться.


Кирилл Кирса:

— Производители экскаваторов часто используют собственные присоединительные размеры и устройства. Разница между ними будет в диаметре соединительного пальца, в межосевом расстоянии, в ширине рукояти. Если гидромолот был установлен на Doosan, он может не подойти на такой же по техническим характеристикам Komatsu — возникнут трудности с присоединением к рукояти.

Для того, чтобы избежать подобных проблем, производители навесного оборудования комплектуют навеску переходной плитой на конкретную машину.


Кирилл Кирса:

— Именно этот элемент персонализирован под модель экскаватора. Использование таких плит позволяет менять не всю навеску, а лишь переходную плиту, которая несоизмеримо дешевле навесного оборудования.


В тех же случаях, когда владелец техники планирует периодически устанавливать разное навесное оборудование, есть прямой смысл приобрести экскаватор со специальным устройством для быстрой его замены.

Преимущество покупки навесного оборудования у специализирующегося на этом поставщика состоит еще и в том, что у него обычно имеется полный ассортимент устройств каждого типа. Соответственно, можно выбирать. При этом нужно ориентироваться на несколько основных параметров.


Кирилл Кирса:

— Проводя обучения для менеджеров торгующих компаний, я приучаю их задавать клиентам четыре главных вопроса, облегчающих подбор оптимального навесного оборудования. Первый и самый важный — вопрос «Что?»: для производства каких работ покупается навесное оборудование? Тут мы определяем тип оборудования. Второй не менее важный вопрос — «Чем?»: с помощью какой машины клиент собирается выполнять работу? Какая машина у него есть? Речь может идти не обязательно об экскаваторе в чистом виде. Это может быть и погрузчик, и мини-погрузчик, и экскаватор-погрузчик. Дальше выясняем «с чем?»: с каким материалом предстоит работать? От того, будет это грунт, камень, бетон, арматура, смешанные материалы, цельные конструкции, лес или что-то еще, зависят материал и конструкция навесного оборудования. Ну, и последним должен стать вопрос «Сколько? либо «Чего хотим достичь?». Надо выяснить, каковы объем груза, глубина и диаметр бурения, ширина траншеи, количество кубометров в час, высота погрузки, вес и длина шпунта и прочее. Основываясь на этих данных, подбираются размеры и мощность навесного оборудования.

Если не получен ответ хотя бы на один из четырех вопросов, велика вероятность, что навесное оборудование вообще не подойдет для работ, не будет эффективным или же быстро придет в негодность.

Например: клиент хочет погружать шпунт. Смотрим, что есть. Есть экскаватор 20 тонн. Подходит. С чем предстоит работать. Допустим, с грунтом и песком. Отлично. Спрашиваем, на какую глубину собирается погружать. Выясняется — на 12 метров. Все, не пойдет — ни одна машина 20-ти тонной размерной группы без дополнительных опций не имеет соответствующей высоты выгрузки ковша. Другой вариант — человек хочет пробурить с помощью экскаватора шунт диаметром 300 мм, глубиной — 40 метров. Принципиально невозможно. Такой вид работ доступен только узкоспециализированной технике.


Есть еще один аспект, который также надо принимать в расчет при выборе навесного оборудования.


Кирилл Кирса:

— Перед тем, как приобретать навесное оборудование, очень важно убедиться в доступности расходных материалов и наличии сервисной поддержки. Продавец обычно без проблем обеспечивает сервис экскаватора, а вот с «навесным» не всегда все бывает гладко. Причем даже у именитых брендов. В нашу сервисную службу чаще всего именно такая навеска и попадает. Даже самая современная сервисная служба дилера может не обладать необходимыми знаниями и опытом ремонта навесного оборудования. Не говоря уже о комплектующих для всего широчайшего ассортимента навесок многочисленных брендов. В этом плане больше шансов решить проблему, обратившись в специализированное предприятие по работе с навесным оборудованием. Простой пример: чтобы разобрать стандартный гидромолот, нужно иметь динамометрический ключ усилием свыше 1000 кг. В экскаваторе таких моментов затяжек просто нет.


Проблема с обслуживанием навесного оборудования связана в первую очередь с обилием его производителей.


Кирилл Кирса:

— В одной только Корее не один десяток компаний, которые собирают гидромолоты. Правда, тех, кто именно производит их, — во всем мире не более 5 компаний. И мы в их числе.


Ориентироваться среди обилия предложений сложно. Тем не менее, есть несколько правил, которые упрощают его подбор. Самое простое из них — если есть сомнения, лучше доверить подбор специалистам.


Кирилл Кирса:

— Фирма, которая специализируется на навесном оборудовании (естественно, мы имеем в виду фирму серьезную, а не компанию-однодневку), знает о нем абсолютно все. Имеет большой ассортимент продукции. Умеет подбирать ее именно под нужды заказчика.


Кроме того, надо понимать, что качество продукции во многом связано с производителем. Причем именно с производителем, а не страной, в которой оборудование произведено.


Кирилл Кирса:

— В той же Италии пара десятков производителей гидромолотов. Но лишь один выпускает по-настоящему качественный продукт. Вообще у навесного оборудования нет национальности. Оно не привязано к той или иной нации. Многие именитые бренды производят комплектующие для своей навески на заводах, разбросанных по всему миру.


Правда, сказанное не касается Китая.

Кирилл Кирса из европейцев выделил бренды Hammer и Atlas Copco , из корейцев — Delta, подчеркнув, что эти компании в том числе поставляют свою продукцию на конвейеры нескольких ведущих производителей экскаваторов. Любопытно, что наши эксперты затруднились выделить лидеров этого сегмента рынка, сославшись на его широту.

Теперь — о ценах. До какой-то степени по ним можно ориентироваться в качестве продукции. Но здесь стоит учитывать, что оригинальное навесное оборудование стоит дороже точно такого же, но без логотипа.

Что же касается соотношения цен на различного типа навесное оборудование — самым дорогими окажутся гидромолоты. Причем один и тот же тип оборудования от разных его производителей также может отличаться по цене в разы.


Кирилл Кирса:

— Если говорить о цене разных типов навесного оборудования, то при прочих равных самыми дорогими будут гидромолоты и оборудование для демонтажа, стоимость которых в некоторых случаях может достигать 10% от стоимости экскаватора.

— Что касается влияния марки на стоимость, то, к примеру, финский гидромолот Hammer будет значительно дороже корейского Delta. Но это не значит, что Delta в чем-то уступает ему по качеству. Одинаковые по функциям, но разные по технологии изготовления оба гидромолота будут справляться с поставленными задачами. Гидромолоты Impulse не уступят в эффективности ни одному из представленных на рынке аналогов других брендов, но будут значительно дешевле для клиентов благодаря более современным техническим и технологическим решениям, заложенным в его конструкцию.


Что же касается конкретных цифр, то наши эксперты затруднились назвать их, сославшись на то, что они очень сильно зависят от параметров каждого конкретного изделия.